Знакомство ребёнка с буквами: когда начинать и как?

2 августа 2015

 

kak-nauchit-bukvamВ наше время существует  огромное количество методик и пособий для того, чтобы как можно быстрее выучить с малышом буквы и научить его читать.

В вопросе «С какого возраста начинать учить буквы?» мнения специалистов расходятся. Психологи советуют не беспокоить ребёнка до 4-х лет и только с этого возраста начинать занятия. Известные педагоги-практики (Зайцев, Доман и др.) рекомендуют начинать обучение с 1,5 -2 лет.

Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла.

Как правило, ребенок сам начинает интересоваться буквами, в то время, когда вы читаете ему детские книги. Главное закреплять знания и поддерживать интерес к обучению.  Конечно, если вашему малышу 2-3 года не стоит спешить и ускоренно изучать азбуку.

А вот ближе к 4-5 годам, нужно обязательно выделять время  по 10-15 минут для занятий (игр), которые помогут выучить ребенку буквы. Процесс обучения должен проходить в любой игровой форме.

До школы гораздо важнее, чтобы  ребенок запомнил графическое начертание буквы и смог ее читать, т.е. произносить звук, который обозначает буква. При обучении произносите звук, который обозначает  буква, а не её алфавитное название. (т.е. [М], а не ЭМ,  или []В, а не Вэ).

Нам, взрослым, кажется, что стоит показать ребенку букву, поиграть с ней,  и он сразу запомнит написание и произношение буквы.  Если это так легко, тогда почему многие дети путают буквы даже в школе, пишут их неправильно или отзеркаливают  (пишут в зеркальном отражении), часто забывают, как читается буква?

4

Оказывается,  выучить с ребенком букву  за 1-2 дня практически невозможно. И виной здесь свойства памяти  ребенка.  У детей дошкольного возраста, как правило, развита кратковременная память, а долговременная, с помощью которой мы запоминаем надолго, находится только в зачаточном состоянии.  Чтобы ребенок что-то запомнил надолго, надо часто повторять эту информацию, заставляя память припоминать уже известное и откладывать в сейф с «нужной» информацией.

В этом Вам поможет материал по изучению букв из города «Букваринск».

Букваринск

 

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки. Я не раз обращала свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е, то ли Ё, то ли Ю.

В русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я,  О — Ё,  У — Ю,   Ы — И,   Э — Е.   Выдающийся педагог Г. Доман предлагает начать знакомство с буквами с  гласных  пар, используя принцип многократного показа.

Другие считают, что начинать нужно с букв, которые легче произносятся - А, О, У, В, М, Н, И, Ы, С, Л; потом - К, Б, Э, Р, П, Д, Т  и в заключение -  Ч, Г, Х, Ц, Й, Я, Ж, З, Е, Ё, Щ, Ю, Ф.

 Всё обучение у детишек до семилетнего возраста происходить должно в игре. Ведь именно игра и есть в этом возрасте самое главное детское дело, через игру ребёнок учится и осваивает мир вокруг себя. Поэтому ответ на вопрос: «Как научить ребёнка буквам?», - будет прост – учите играя.

 Как научить ребёнка буквам?

Задействуйте для этой цели все органы чувств: рассматривайте буквы, пропевайте их, трогайте, рисуйте и лепите, и играйте, играйте, играйте. В моих группах «Развитие и подготовка ребёнка к школе» в Одноклассниках и ВКонтакте  Вы найдёте множество игр с буквами в рубрике "игры по обучению грамоте":

 ВКонтакте: https://vk.com/razvitie_i_podgotovka_k_chkole

В Одноклассниках: http://ok.ru/razvivachki

 

Первое знакомство с буквами можно организовать и для годовалого карапуза – несколько гласных букв, которые он сам уже хорошо произносит. Развесьте по комнате в разных местах несколько листов альбомного формата с изображёнными на них буквами и по нескольку раз в день подходите к ним с крохой на руках и на разные лады пропевайте звук.

bukv

 

Для двухлеток можно сделать карточки с буквами и показывать их малышу, чётко и с определённой интонацией произнося звук. Изучаемую букву можно рисовать (обводить) пальчиковыми красками на бумаге или на кафеле в ванной во время мытья папиной пеной для бритья, зимой – на снегу палочкой, летом – пальчиком на песке. Обязательно следуем правилу: сначала произносим звук, затем одно-два слова, которые с этого звука начинаются и заниматься нужно не более 3-5 минут.

DSC03488

Заботливые родители начинают читать своим крохам ещё тогда, когда они лежали в колыбели: сначала коротенькие потешки, потом маленькие сказки, стихи и рассказы.

 

 К трём годам у детей, которым много читали, есть уже свои любимые произведения и сформирован интерес к чтению. Знакомить их с буквами легко и весело, да и дети занимаются с желанием, понимая, что это позволит им потом самим читать любимые сказки. С трёхлетками можно заниматься по карточкам с изображением букв, включать мультфильмы про буквы, лепить буквы из теста и пластилина, играть в лото и прятки (называете малышу букву и просите походить по дому и поискать, где эта буква спряталась).

Если малыш уже освоил несколько букв, то можно попросить в напечатанном крупными буквами тексте сначала найти одну букву и обвести её красным фломастером, затем – другую, и обвести её синим, потом – третью – зелёным. Так Вы заодно ещё и внимание потренируете, и основные цвета повторите.

 images (11)

 

В четыре года рекомендую заниматься по чуть-чуть, но каждый день. Буквы добавляйте постепенно, по одной. Актуальными остаются прорисовывание букв, выкладывание из мозаики, камешков, пуговиц и лепка.

Ещё одна очень полезная игра – «Найди картинки». Для игры Вам понадобится изготовить комплект картинок, названия предметов на которых начинаются на разные буквы алфавита. Перед малышом выкладывается несколько картинок и буква. Ребёнку нужно найти изображения предметов, которые начинаются на предложенную букву.

43 (1)

 

Если ребёнок в пять лет начинает проявлять интерес к буквам и чтению, то интерес этот вполне осознанный. Пятилетка знает, что буквы волшебным образом складываются в слова, а слова – в те самые занимательные  и захватывающие истории, которые читают ему по вечерам мама или папа. Пятилеткам можно покупать всевозможные электронные буквари, по которым они и сами с удовольствием будут заниматься. Только букварь покупайте правильный: буква должна произноситься не так как она называется, а как звук, который она обозначает. Это позволит в дальнейшем избежать проблем со складыванием из букв слогов и слов.

Обратите внимание на то, что детям в 5 лет важнее не буквы учить, а научиться грамотно и связно говорить. Поэтому поощряйте ребёнка рассказывать: о том, как прошёл день; что интересного было на занятии в детском саду; что он видит на картинке; пересказать сказку.

1372507512811_bulletin

 

 

Шестилетний ребёнок способен быстро выучить буквы (недели за три) и начать читать. Более того, осмысленно читать дети обычно начинают не раньше шестилетнего возраста. То есть, складывать слоги и читать словами малыш может научиться и раньше, но вот читать так, чтобы понимать и запоминать прочитанное – это только годам к шести. Так что покупайте Букварь (я склоняюсь к букварю Жуковой), магнитную азбуку, прописи по возрасту и начинайте заниматься.

0b1205b5a5a84af1091f77b0bad0fc28

 

Любой родитель может научить своего ребёнка буквам, если запасётся терпением. Помните только, что для успешной учёбы в будущем важнее не выучить с малышом буквы и даже не научить его читать до школы, а важнее привить ему любовь к чтению и научить его связно, грамотно говорить.

 

И напоследок хочу предложить вам несколько советов по обучению детей грамоте:

 Совет 1. Не учите с ребенком буквы. До тех пор, пока малыш не научится читать - никаких букв, только звуки. То есть не ЭМ, а [М].

Совет 2. Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

Совет 3. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. не забывайте, малыш еще не привык ко времени обучения. Он до этого только прыгал, скакал. Так что не требуйте усидчивости от него. Урок должен длиться не более 5 минут.

Совет 4. В 4-5 лет поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика годится для деток с рождения. Или для тех мам, у кого очень подвижные детки. Подбирайте послоговую методику. Можете воспользоваться кубиками Зайцева, кубиками Чаплыгина, букварем Жуковой. Есть и другие пособия, просто это те, по которым я видела результаты. Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

Совет 5. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребенок научится соединять буквы в слоги.

Совет 6. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам - то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У, О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

Совет 7. Когда ребенок понял принцип послогового чтения и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. Например: Ма-ма, получилось мама. Основной ошибкой на данном этапе, когда ребенок начинает проговаривать прочитанное слово целиком, то многие родители начинают требовать все предложение. Ни в коем случае этого делать нельзя. Не забывайте, на начальном этапе ребенок просто механически воспроизводит написанное. Чтоб осознавать целые предложения и тексты ему нужна техника. А она нарабатывается со временем.

Совет 8. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими  -  по 10-15 минут. Не больше, так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

Совет 9. Всегда следите за количеством  информации, которую ребенок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. В букваре, к примеру, на одной странице могут быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А на другой странице уже тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит, что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребенок не привык, поэтому ищет способы уйти от обучения. Постарайтесь найти компромисс.

Совет 10. Плюньте на всех психологов и хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы, чтоб вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Вспомните себя. На работе вам явно хочется, чтоб вас похвалили за трудновыполнимую работу, которую вы сделали. Для ребенка чтение - это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.

Совет 11. Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать увидев другой. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное - разнообразие цвета и шрифта.

Совет 12. Главный совет для мам. Если чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы - выйдите из комнаты, попросив кого-нибудь продолжить занятие, или прервите его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит информация еще не дошла, не осознана. Не давите на малыша. Ему от этого не легче, а вам потом хуже будет. Чувство стыда заест.

Научить ребенка читать в домашних условиях может любой человек.

Главное это труд, терпение, понимание.

1_big

Вам в помощь пособие по изучению букв «Букваринск»  (интересные задания, игры, сказки, кроссворды, стихи, загадки, раскраски, творческая мастерская букв).

bukva-a

 

Интересно узнать, какие игры используете Вы со своим ребенком. 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Один комментарий к “Знакомство ребёнка с буквами: когда начинать и как?”

Оставьте комментарий