Внимание. «Упражнения и Игры для развития внимания» (часть 3).

24 сентября 2014

УПРАЖНЕНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  ВНИМАНИЯ.

 

images          1 упр-е  «Корректор»

Данное задание является одним из основных в развитии внимания. Считается, что ежедневное выполнение его в течение продолжительного срока (не менее двух месяцев) может значительно улучшить способность к концентрации и переключению внимания.

Время для выполнения данного задания лучше ограничивать 2-3 минутами, и даже если ребёнок не успевает доделать до конца, заставлять доделывать всё не стоит, чтобы у ребёнка не сформировалось отрицательное отношение к занятиям. Положительный эмоциональный фон в заданиях данного рода имеет особое значение, так как именно он позволяет выработать у ребёнка навык выполнения работы, к которой внутреннего интереса он не проявляет, то есть способствует развитию произвольного внимания. Поэтому ребёнку необходимо с максимальной для себя отдачей отработать только установленное время, быть предельно сконцентрированным, выполняя задание.

Задание «Заполни фигурки условными знаками».

На бланке изображаются  строки с разными видами фигур (от трёх до шести), общее их кол-во обычно не более 70. Первая строка самая короткая, в ней представлены по одной фигурке каждого вида, в которых в свою очередь расставлены различные значки. Далее следуют строки с хаотичным набором фигурок без знаков. Ребёнку необходимо по образцу заполнять пустые фигурки как можно быстрее и, конечно же, без ошибок.

Задание «Цифры».

Это задание может быть использовано с различными целями: при знакомстве ребёнка с цифрами, как дополнительное упражнение, направленное на закрепление образа цифры, при закреплении навыков счёта, или усвоении математических терминов.

Варианты заданий могут быть следующими:

*найди и зачеркни все цифры 5;

*найди и зачеркни все цифры 6, подчеркни все цифры 2;

*найди и обведи все рядом стоящие цифры, которые в сумме могут дать 10;

*отдели вертикальными чертами все чётные цифры от нечетных;

*зачеркни все цифры больше 7;

*зачеркни все цифры больше 5, но меньше 9;

*обведи все чётные числа;

*обведи все числа, которые можно делить на 3 (3, 6, 9).

3

 

Задание «Буквы, слоги, слова».

Подсказки для неспециалистов:

перед буквой Ы не пишутся буквы Ж и Ш;

перед буквой Я не пишутся буквы Ч и Щ;

всегда твёрдые звуки Ж, Ш, Ц;

звуков не дают мягкий и твёрдый знаки Ь, Ъ;

никогда не могут быть заглавными Ь, Ъ, Ы – с этих букв не начинается ни одно слово;

непарные согласные – Л, М, Н, Р, Х, Ц, Щ, Ч;

мягкость согласных звуков обозначают гласные – И, Е, Ё, Ю, Я.

 

Следующий уровень сложности – слоги или сочетания букв.

6

 

Следующий уровень сложности – поиск целых слов. Можно искать одно слово, можно сразу несколько. Слова можно выбирать произвольные, а можно и словарные. При поиске слов важно, чтобы ребёнок обводил искомое слово целиком, не теряя его частей.

7

 

2 упр-е  «Путаница».

Это упражнение очень похоже на буквенные варианты упр-ия «Корректор», в которых нужно было искать слова. Здесь тоже надо искать и выделять в строчках слова, единственное, о чём следует заранее договориться с ребёнком – какие именно искать слова, все или строго определённые.

Слова могут пересекаться, выходить друг из друга или быть внутри друг друга. Задача играющего – найти как можно больше различных слов. Если слова повторяются, например короткие слова ар, ор, ус, ад, то каждый раз их необходимо выделять, и они будут учитываться как новое найденное слово.

Если играют несколько детей, то можно устроить между ними соревнование, распечатав для каждого одинаковые бланки и установив лимит времени. Проверяя выполнение задания, обязательно обращайте внимание ребёнка на те слова, что он пропустил, и если их значение ребёнку неизвестно, не забудьте познакомить с ним ребёнка.

Другие задания упражнения можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/bjCmFfxTbeBue

 

3 упр-ие «Филворд».

Филворд – это одна из разновидностей кроссворда. При решении филворда необходимо искать слова, которые даны перед сеткой филворда. Слова, спрятанные в таблице, могут менять своё направление под углом 90 градусов в любую сторону, любое кол-во раз; они могут быть написаны и снизу вверх, справа налево. Слова нужно найти и вычеркнуть. Если все слова вычеркнуты верно, то из оставшихся невычеркнутых букв можно составить слово.

Слова для филворда могут быть абсолютно любыми. Вашему вниманию представлены несколько филвордов на различные темы, различного уровня сложности.

1Другие задания упражнения можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/I82VfQB4beDe2

 

4 упр-ие «Шифровальщик».

В данном задании необходимо зашифровать или расшифровать некий текст. Ребёнку даётся ключ, по которому он выполняет прямое или обратное шифрование, то есть данное послание нужно либо привести в нормальный вид и прочитать, либо наоборот сделать так, чтобы оно стало неузнаваемо без специального шифра.

В примерах, приведённых ниже использованы загадки. Предлагая же к расшифровке загадки можно попросить ребёнка, например, отгадку предъявить вам в зашифрованном виде.

Задание  к  этому  упражнению можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/dfGC6Q0KbeFsH

 

 

5 упр-ие «Съедобное – несъедобное».

Многие из вас, наверное, помнят эту игру из своего детства. Эта игра с мячом. Ведущий, кидая мяч одному из игроков, называет какой-то предмет и по заранее сделанному уговору игрок в зависимости от принадлежности к условленному признаку ловит мяч или нет. Один из самых распространённых вариантов – это «съедобное – несъедобное», но признак может быть совершенно любым: «летает – не летает», «плавает – тонет», «живое – неживое», «мягкое – твёрдое», «сделано человеком – не сделано человеком», «дикие – домашние животные» и т.д.

Данную игру можно проводить как в детском саду, так и среди учащихся начальной школы на переменках. Проводя минутку отдыха, в ходе урока можно задавать  различные признаки:

*делится на 2 (5, 4, 6) или нет;

*наличие той или иной орфограммы или её отсутствие;

*существительное или нет;

*поэт или нет и т.д.

 

6 упр-ие «Закрась нужное».

Для того, чтобы получить нужный рисунок, необходимо выполнить условие – решить примеры или вписать буквы и соответственно закрасить определённые ячейки таблицы.

Математические таблицы могут применяться для развития умения считать в уме, таблицы со словами – для обучения ребёнка различать буквы, а также при запоминании правил.

Если все ячейки таблицы закрашены верно, то становится возможным прочитать ключевое слово, буквы которого хоть и выглядят необычно, но вполне читаемы.

1

Другие задания этого упражнения можно скачать здесь:  https://yadi.sk/d/NfKd-7LdbePFg

 

7 упр-ие «Не пропусти хлопок».

Данное задание может быть использовано в качестве минутного перерыва в ходе урока (занятия). Ребёнку даётся задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определённой категории, ему нужно будет хлопнуть в ладоши.

Сигналы, подаваемые ребёнком, могут быть совершенно различными: хлопнуть в ладоши, кивок головой, поднятая рука и т. д.

1)Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, начинающееся на гласную букву: хлопушка, йогурт, обруч, йод, огурец, арбуз, стакан, чашка, ухо, тарелка, апельсин, машина, …

2)Подними руку, когда услышишь глагол: насыпь, солонка, спать, дышащий, дышать, огненный, сильный, играл, смотрит, смотрины, идти, клюёт, …

3)Кивни головой, когда услышишь слова, содержащие слоги ЖИ-ШИ: машина, перина, Кристина, живот, крыжовник, мыши, доска, дорога, весна, широкий, солнце, цапля, …

 

8 упр-ие «Интеллектуальные  таблицы».

Другие задания упражнения можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/99-s2rq9beNfC

Данное задание можно использовать для того, чтобы ребёнок научился предельно концентрировать внимание, переключать внимание с одного задания на другое, быстро принимать решения в условиях ограниченного времени. Для каждого задания – это 2-5 секунд. И ещё: каждое задание прочитывается только один раз, иначе оно попросту теряет свой развивающий смысл.

О правилах проведения игры ребёнку сообщают заранее, чтобы он знал и был готов к этому. Диктуя задания произносить слова нужно чётко и ясно, чтобы не было вероятности, что ребёнок вас попросту не понял.

В зависимости от возраста детей и возможных дополнительных задач, текст задания можно видоизменять, главное помнить в данном случае, что он должен быть максимально прост.

images (1)

Я для работы предложила вам только небольшую часть развивающих игр по развитию внимания. Но если вы будете использовать эти игры постоянно со своим ребёнком, я уверяю вас, что внимание у него будет развиваться и улучшаться.

 

А какие игры по развитию внимания  знаете и используете Вы? Поделитесь своим опытом!

Моё сообщество Вконтакте: "Развитие и подготовка ребёнка к школе"

Моё сообщество в Одноклассниках: "Развитие и подготовка ребёнка к школе"

Мой скайп: svetlanaminina5

 

 

 

 

 

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Похожие записи:

Один комментарий к “Внимание. «Упражнения и Игры для развития внимания» (часть 3).”

  1. Анна:

    Большое спасибо за подборку упражнений! Искала интеллектуальные таблицы! Спасибо!

Оставьте комментарий