Внимание. «Упражнения и Игры для развития внимания» (часть 2).

7 сентября 2014

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ   УРОВНЯ ВНИМАНИЯ   ДЕТЕЙ  В   ДОМАШНИХ  УСЛОВИЯХ.

images

Играя в домашних условиях с ребёнком, вы сможете проследить, развивается у него функция внимания или нет. Сделать это очень просто, предлагая ниже описанные игры своему ребёнку.

Играйте, развивайте и корректируйте развитие внимания у своего ребёнка!

К каждой из методик предлагается по три разных варианта заданий, так что Вы сможете оценить ребёнка через промежутки времени или в случае неудачи переделать задание. Только не переусердствуйте, и ни в коем случае, если что-то пойдёт не по плану, не сердитесь на ребёнка, это не может быть его виной.

 

1.Определение уровня внимания на основе методик Немова и Векслера (для детей от 5 до 8 лет) – диагностика переключения и распределения внимания.

Для проведения тестирования вам понадобятся: бланк задания, простой карандаш, секундомер. Ребёнок должен сидеть за столом в удобной позе, чтобы ему ничего не мешало. Желательно, чтобы в комнате было тихо для того, чтобы ребёнок не отвлекался на посторонние шумы во время тестирования.

Взрослый кладёт перед ребёнком бланк, даёт ему карандаш и говорит следующее: «Посмотри на листок. Здесь нарисовано много разных фигурок. Давай посмотрим на первую строку, она самая маленькая, в ней всего 5 фигур. Все они разные. Давай назовём их по порядку. Как они называются? Посмотри, в каждой фигурке нарисованы значки, они тоже все разные».

Здесь нужно проговорить какой значок в какой фигурке.

«Давай попробуем в пустых фигурках рисовать такие же значки, как в первой строке. Начинать нужно вот здесь (покажите ребёнку первый знак). Будь внимателен, заполняй фигурки, начиная с первой строчки, по порядку слева направо».

Ребёнок вместе с взрослым тренируется на первых пяти фигурах. Ни в коем случае не позволяйте ребёнку заполнять фигуры вразнобой, он должен всё делать по порядку. Убедитесь, что ребёнок понял, как необходимо выполнять задание. В случае если ему что-то непонятно, нужно пояснить ещё раз, для этого можно использовать следующие пять фигур из первой строчки. Важно чтобы ребёнок понял, что от него требуется. Когда он будет готов выполнять задание дальше, ему нужно объяснить:

«Сейчас ты будешь вписывать значки в пустые фигуры так же, как в первой строчке. Будь внимателен, старайся не ошибаться, но при этом нужно всё делать быстро. У меня вот здесь часики-секундомер (показать), я засеку две минутки, а тебе нужно за это время успеть как можно больше. Ты, возможно, не успеешь закончить всё, но постарайся. Если не получится – ничего страшного. Мы потом с тобой ещё попробуем. Готов? Начали!»

Включите секундомер одновременно с тем, как ребёнок начнёт выполнять задание, и ровно через две минуты зафиксируйте, сколько он успел сделать. Когда ребёнок справится с заданием, не забудьте его похвалить за это, даже если вы остались, не совсем довольны результатом.

Маленькое замечание о понятии времени. Ваш ребёнок, скорее всего ещё точно не знает, что такое две минуты, но он уже должен понимать, что это время, и что оно может закончиться. Кроме того, вам следует показать интонацией, что это не так много и работать нужно быстро.

Ни в коем случае нельзя помогать ребёнку, он всё должен делать сам, пусть даже получаться будет не сразу. Если ребёнок допускает ошибки и не замечает их, поправлять его не стоит. Если он сам увидит свои ошибки во время выполнения и захочет исправить, пусть сделает это тут же, зачеркнув неправильный вариант. Пользоваться для исправления ластиком не рекомендуется, так как на это может быть затрачено много времени.

Для определения результата сосчитайте, сколько фигур успел правильно заполнить ребёнок за определённое ему время. Неверно заполненные фигуры, которые ребёнок не заметил вовремя, к результату не присчитываются. А те, которые исправил, входят в сумму правильных ответов. Далее нужно найти данное значение в ниже приведённой таблице в строчке соответствующей полному возрасту вашего ребёнка в годах и месяцах.

Скачать бланки заданий можно здесь: https://yadi.sk/d/glowdpTMbBUut

 

2.Определение уровня внимания по методике «Исправь ошибки»(для учащихся 3-4 классов).

Данная методика предназначена для оценки уровня устойчивости внимания, умения видеть ошибки, неточности, несоответствия. Можно использовать как реальные детские работы с допущенными в них ошибками, так и воспользоваться уже готовым предложенным материалом.

На основе материалов по русскому языку:

5

На основе математических материалов:

8

                      Чтобы узнать, насколько хорошо развита способность видеть ошибки, неточности, установить уровень устойчивости внимания, нужно высчитать процент правильно исправленных ошибок. Например, из 10 ошибок ребёнок правильно нашёл и исправил 8 – процент правильности 80.

80 – 100%  правильности – хорошо развитое и устойчивое внимание.

50 – 79% правильности – средний уровень развития внимания.

Менее 49% правильности – низкий уровень развития внимания.

Конечно, для выполнения данного задания необходим определённый набор учебных навыков, поэтому формировать его необходимо в соответствии со знаниями ребёнка.

Скачать бланки заданий можно здесь: https://yadi.sk/d/J0-k2OqlbBYdy

 

3.Определение уровня внимания по методике «Отыскивание чисел по таблице» (на основе таблиц Шульте).

Этот метод можно использовать при одном обязательном условии =- ребёнок отлично знает счёт до 25, иначе результат будет очень сомнительным, если вообще будет. Задание можно проводить только индивидуально. Для выполнения вам понадобится подготовить представленные ниже бланки в увеличенном размере и взять секундомер.

Попросите ребёнка по порядку находить числа, называть и показывать их как можно быстрее. Выполнять задание нужно последовательно по пяти таблицам, без промежутков в выполнении. Время для каждой таблицы засекается отдельно.

Принято считать, что в норме в 7-8 лет ребёнок может затрачивать на одну таблицу около 1,5 минут, в 9-11 летоколо 1 минуты, а в 12 летне более 40-45 секунд.

Кроме количественного показателя – скорости выполнения – можно оценить работу и с качественной стороны. Во-первых, были ли ошибки. Появление их в тот или иной период выполнения может свидетельствовать об утомлении, рассредоточенности и т. п. Во-вторых, ребёнок работает последовательно по пяти таблицам. График выполнения может стать графиком динамики работоспособности, где соответственно меньший показатель времени говорит о максимальной работоспособности, а больший, напротив, об утомлении. Из подобного графика мы можем сделать предположение о том, насколько хорошо ребёнок входит в работу, как быстро устаёт, и вообще, в какой момент наступает его максимальная работоспособность.

Скачать бланки заданий можно здесь: https://yadi.sk/d/V9pQKrtTbBYiQ

 

               В следующий раз мы разберём  игры и упражнения  для развития произвольного внимания, развития сосредоточенности, наблюдательности, устойчивости внимания и увеличения его объёма.

 

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Оставьте комментарий