РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ.

6 августа 2014

 

pesochnica1

Игры с песком – это непременный и любимый атрибут детства многих поколений. Песочница во дворе пользуется неизменной популярностью у детей разного возраста: от годовалых крошек до младших школьников. Здесь возможно многое: построить обычные куличики, «испечь» торт, накормить кукол, соорудить дворец или замок и проигрывать множество сюжетов. Но игры с песком это не только развлечение, но и ещё прекрасные развивающие занятия. Они оказывают положительное влияние на:

*развитие моторики рук и пальчиков;

*развитие творческого начала и фантазии;

*развитие речи;

*развитие коммуникативных и социальных навыков и многое другое.

 

Песок – природный материал, поэтому он наполняет энергией каждого, кто прикоснулся к нему.

Песок очень хорошо впитывает в себя негативную энергию человека, трансформируя  агрессию в положительные заряды.

Мельчайшие частички песка активизируют нервные окончания на пальцах и ладонях, что очень благотворно влияет на состояние нервной системы.

Еще в прошлом веке психологи и психотерапевты начали использовать потенциал песка в лечебных целях. Так возникла песочная терапия, которая успешно применяется в работе и с детьми, и со взрослыми.

«Песочная терапия» — одна из тех техник, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого человека, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

 

Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы. Недаром он был выбран психологами для такой замечательной техники – как песочная психотерапия, это значит – что «общение» с песком полезно не только детям – но и взрослым.

Сухой или влажный – он обладает разными свойствами и, познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития. Например, сухой песок дети любят пересыпать из емкости в емкость, или на землю, наблюдая за этим нехитрым, но завораживающим процессом. Из влажного плотного песка – можно делать куличики, строить целые замки, мосты и города – играя в них небольшими фигурками. Ребенок учится различать и пользоваться двумя этими состояниями песка, и вот он уже сам добавляет в сухой песок воду и делает массу, пригодную для строительства.

В песке ребенку лучше всего играть, используя игрушки для песка – песочные наборы: формочки, ведерки, лопатки, грабли, и даже небольшую тачку или (и) машинку-грузовик – перевозить песок с места на место. Хороши также песочные мельницы (см. рисунок ниже): те самые, в которые сверху засыпается сухой песок, и, падая вниз – вращает игрушечные лопасти. Это самые настоящие динамические игрушки – со всеми их полезными для развития малыша свойствами!

pesok3

 ИГРЫ  С  ПЕСКОМ:

 

1-3 ГОДА:

383629795

Малышам от года-полутора – трудно справиться с увесистым ведерком песка – поэтому, лучше всего для строительных работ подойдут небольшие формочки, хорошо помещающиеся в руку.

Покажите, как их наполнять и переворачивать – чтобы делать красивые фигурки из песка.

Фигурки рассыпаются? Ничего страшного – главное – кроха сделал их сам, а с опытом придет и умение делать их более прочными и аккуратными. А пока – он будет повторять вновь и вновь эти действия, пока не отточит свое мастерство.

Увлекательная игра с песком - для малышей – «Пряталки». Кроха с радостью будет прятать в песке свои игрушки, чтобы Вы их находили, и наоборот - с удовольствием искать и находить то, что закопали вы.

Игра «Топчем дорожки». Вы вместе с крохой идёте по песку оставляя следы, при этом можно приговаривать слова потешки: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-т. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!»

 

3-5  ЛЕТ.

orig_80f0939ef220c99c827613b136e98d10

Игра «Песочные часы»

Знают часики у нас,

Что нам делать каждый час:

«Динь-динь-динь! Пора вставать!

Тик-тик-так! Пора гулять!

Ночь пришла – бим-бом-бим-бом!

Спи скорее сладким сном! »

А бывают точные,

Часики песочные!

Эта игра поможет познакомить с понятиями «быстро-медленно». Нам нужны две воронки – большая и маленькая. Их можно сделать из пластиковых бутылок разного размера, отрезав у бутылок дно; из скрученной в конус плотной бумаги. Воронки наполняются песком одновременно, и дети наблюдают, как из нижних отверстий воронок высыпается песок: из маленькой воронки песок высыпается быстрее, чем из большой. Делаем вывод: из маленькой воронки песок высыпается быстро, а из большой – медленно. Предложите детям самим провести этот опыт, позвольте им вдоволь поиграть с воронками.

 

Игра «Поварёнок»

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки-топтыжки –

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки –

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек –

Пончиков да пышек!

Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики», «пирожные», «пышки». Их можно украшать: выкладывая из камушков мозаику, листиками и цветами, равномерно присыпать сверху «сахарной пудрой» - сухим песком. Пусть дети угостят своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.

 

Игра «Угадай-ка»

Игра развивает пространственное воображение ребёнка.

Ребёнок отворачивается, а другой ребёнок или взрослый оставляет на песке отпечаток ладошки. Повернувшемуся нужно отгадать, какой рукой сделан отпечаток: левой или правой? Затем игроки меняются ролями. Можно поиграть , оставляя следы ног.

Также для отпечатков можно использовать предметы: формочки, совочки, камушки, предметы геометрической формы (спичечный коробок, крышки от банок, …). Задача – угадать, какой предмет оставил след.

Затем оставляем сразу несколько следов от предметов и просим ребёнка угадать предметы и расставить их в той же последовательности, в какой они отпечатались на песке.

 

5-7  ЛЕТ

images

Игра «Прописи на песке»

Писать и рисовать на бумаге для многих деток этого возраста вполне привычно, а вот обучаться грамоте и рисованию на песке не только увлекательно, но и полезно для здоровья, ведь занятия проходят на свежем воздухе.

Не старайтесь выводить буквы каллиграфическим почерком – наоборот, свободно передавайте их графический образ. Задача для ребёнка как раз и заключается в распознавании этого образа.

Взрослый или ребёнок рисует на песке с помощью пальца или палочки часть загаданной буквы. Другой игрок должен отгадать букву и дорисовать её.

Если вы с ребёнком находитесь на песчано-галечном пляже, то большое количество мелких камушков разнообразят игру. С помощью них можно выложить крупные буквы по заранее выдавленным в песке бороздкам. Игра превратится в захватывающее соревнование, если команды будут выкладывать одинаковые по размеру буквы на время. Развитие мелкой моторики гарантировано.

 

Игра «Прикосновение песка»

Эта игра развивает тактильные ощущения малыша и его воображение.

Ребёнок садится лицом к песчаной площадке и спиной к водящему. Водящий пальцем «пишет» на спинке малыша букву. Малыш старается отгадать букву и пишет её палочкой или пальчиком на песке. Можно начать с более простого: ведущий «рисует» на спинке ребёнка букву поэлементно. Можно изображать не только буквы, но и фигуры или картинки-знаки: солнце, дерево, дом и т.д.

Вот такие игры с песком не только разовьют ребёнка, но и окажут благотворное психологическое действие. Ведь древние египтяне говорили, что ухо ребёнка находится на его спине. Современная детская психология также полагает, что роль телесных прикосновений в развитии отношений между детьми и взрослыми трудно переоценить.  Если взять у египтян представления о детской спине, а у современной психологии взгляд на необходимость прикосновений, то рисунки на детской спине будут казаться не просто забавной игрой, но и психологически обусловленной методикой.

 

И в заключении, посмотрите видеоролик «Играем с песком и развиваем речь».

В этом видеоролике Вы услышите советы логопеда о том, как сочинять сказки в песочнице вместе с ребенком. И как использовать песочную терапию для развития речи дошкольников. Вы увидите, как можно сделать из домашней песочницы настоящий театр для придумывания и разыгрывания сказок с детьми!

 

Желаю  Вам  и  Вашему  малышу  приятных  совместных  игр  с  песком,  направленных  на его  гармоничное  развитие!

 

 

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Оставьте комментарий