РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА.

6 октября 2014

big

 

Сегодня мы поговорим о том, как подготовить ребёнка к школе в аспекте развития внимания.

Что такое внимание?  На этот вопрос я уже отвечала ранее. Сегодня мы рассмотрим насколько развитие внимания, внимательности важно для успешного обучения в школе, в жизни  и как его развивать.

Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт немало проблем в обучении и самим детям, и их педагогам. У дошкольников основные свойства внимания развиты ещё очень слабо: оно имеет небольшой объём, плохо распределяется, неустойчиво. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока у ребёнка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий: приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В последнее время всё чаще говорят о «дефиците внимания» - неспособности ребёнка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени. Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её выполнении. На занятии он не может работать вместе со всеми детьми, он постоянно отвлекается на окружающие звуки или зрительные раздражители, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности.

attention-deficit-hyperactivity-disorder-1

Внимательность – это важнейшее качество, которое помогает отделять второстепенное от главного и сосредотачивать мыслительные процессы на объекте. Мир переполнен информацией и объектами.  В головной мозг каждую секунду поступают тысяча сигналов из внешней среды.
Если бы мы не фильтровали информацию, наш мозг был бы перегружен.

О дефиците внимания у своего ребёнка родители обычно узнают в начале первого года обучения в школе. Так как внимание является важнейшей психической функцией, обеспечивающей успешность обучения, то в конце первого полугодия такой ребёнок уже заметно отстаёт в учёбе. Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания возрастным нормам, а так же заняться тренировкой внимания у дошкольника.

К сожалению или к счастью, внимание не врожденное свойство, а приобретенное и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.

Если внимание – приобретенное свойство, значит,  его можно развивать! И для этого существуем множество различных упражнений.  Как правило, многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть и такие упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.

Сразу хочу Вас успокоить.  Для большинства таких упражнений не нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно время и подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка появится сразу, как только Вы скажете: « Давай, поиграем!»

 Во что играть?

Вот несколько простейших игр.

Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В сад, в магазин, на прогулку…  А  Вы обращаете внимание на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря!  Всех  прохожих вы можете использовать  для интересной игры «Кто внимательнее?»

Вы отмечаете у встречного человека, какую-то особенность: цвет пальто, рост, цвет волос, наличие сумки, количество пуговиц,  и спрашиваете у ребенка: «Какого цвета была сумка у того человека»?

Например, сидит на соседней скамейке человек. Вы отметили, что у него в руках книга. По возможности делаете так, чтобы ребенок не мог повернуться в сторону этого человека и спрашиваете «Что у этого человека в руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте ему повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите.

_3_20130328_1785630704

Сели в маршрутку или  троллейбус. Спросите и ребенка:  «Какого цвета эта маршрутка?»

marshrutka

Выйдите  из магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было в магазине? Или  какого цвета там дверь?  Или сколько окон было в магазине?

shop

Первое время, Вы и сами не всегда будете замечать такие  вещи. К слову, дети очень часто оказываются внимательнее нас, взрослых.

Вы можете играть так по очереди. Задаете вопрос Вы, а потом – ребенок.  Такие игры  носят развлекательный характер, очень нравятся детям, потому что они часто ставят взрослых в положение Незнайки  и радуются тому, что хоть иногда могут быть умнее нас.

Вы думаете, что это баловство?  А разве баловство не может приносить пользы? Таким способом мы учим ребенка замечать различные мелочи, запоминать все, что есть вокруг него, развиваем познавательную активность. Это значит, что мозг ребенка постоянно находится в активном поиске интересных моментов, впитывает,  как губка, все, что замечает,  и учится замечать все больше и больше мелочей.

С детьми постарше можно усложнить работу, побуждая их считать предметы без присчитывания, воспринимая картинку целиком: Сколько машин красного цвета стоит во дворе?  Сколько скамеек было на этой дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем, спрашивать это тогда, когда объект уже не в поле зрения ребенка. Пусть постарается припомнить. Оптимально, если после ответа ребенка, Вы можете вернуться в это место и проверить ответ ребенка.

загруженное

 

 Существует множество игр для развития внимания. Приведу лишь некоторые из них.

  • Игра с мячом «съедобное-несъедобное» помогает развивать быстроту не только физической, но и умственной реакции.

  • Искать на картинках «10 отличий».

  • Таблицы Шульте с цифрами и буквами (табличка с расположенными в ней в хаотическом порядке знаками, которые нужно отыскивать и называть в порядке алфавита для букв или убывания-возрастания для цифр).

  • В тексте находить буквы: например, зачеркивать все буквы «а», а буквы «р» обводить в кружочек.

  • Выполнять графические диктанты и мн. др.

 

 Этот список игр далеко не полон, предлагаю в комментариях к этой статье добавлять опробованные вами игры на внимание для дошкольников.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Оставьте комментарий