Развиваем фонематический слух- важный этап в подготовке к обучению чтению и письму.

19 апреля 2017

 

 

Одним из важных этапов в подготовке обучения чтению и письму  является развитие фонематического слуха. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. К сожалению, об этом мало говорится и родители практически не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания.  Иногда родители жалуются: «У моего ребёнка «каша» во рту, он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах». Виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Что такое фонематический слух и как его развивать?

Всё множество звуков, которое нас окружает можно разделить на речевые и неречевые звуки. С первых дней жизни ребёнок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Скрипнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребёнок воссоздаёт образ двери и понимает, что это скрипнула дверь. Услышав, как мяучит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь.

Если же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предметы, признака, действия. Слово создаёт определённый образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.

Когда же надо это слово записать. Нам необходимо разложить его на составляющие – буквы. Так вот, чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек  воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям  и играм для развития фонематического слуха.

Игра «Первый – последний»

В этом упражнении мы учим ребенка определять первый или последний звук в слове на слух. Вы просто договариваетесь с ребенком, что Вы произносите слово, а он отгадывает, какой звук первый (или последний).  Вы проговариваете ребенку слово так, чтобы этот звук слышался четко и долго. А ребенок называет первый звук.

Когда первый звук ребенок уже будет определять легко, то можно дать задание определить последний звук. Это делать труднее.

Очень часто на первом этапе, когда ребенок только начинает выполнять такое упражнение, он называет не звук, а целый слог-слияние,  если согласная стоит перед гласной.  Не стоит ругать ребенка, а тем более смеяться над ним. Надо просто еще раз, а может и не один, произнести слово и слог с очень четким разделением звуков.  Например, с-а-н-и.

В таком случае звук слышится в отрыве от других и ребенку легче его услышать. Но здесь существует вероятность, что услышав слово по звукам, ребенок звук отдельный услышит, но все слово не поймет. Хорошо, если есть рядом этот предмет или картинка, которую обозначает это слово. Тогда можно попросить,  чтобы ребенок показал то, что обозначает это слово. Если предмета или картинки нет, то определить, как понял ребенок слово можно с помощью вопросов.

Очень важное дополнение. Подбирать слова для игры надо так, чтобы нужный звук – первый или последний, был в сильной позиции, т.е. четко произносился и хорошо слышался.  Можно подобрать слово «суП», но нельзя слово «зуБ». Избегайте слова, заканчивающиеся на звонкую согласную, если Вы определяете последний звук в слове.

 

Игра «Подбери слово»

Предложите ребенку подобрать слово, которое начинается на последний звук слова «диван»;

название фрукта, который начинается на последний звук слова «гора» (ананас, апельсин);

подобрать слово, чтобы первый звук был «к», а последний «т» (крот, компот) и т.д.

 

Упражнение «Слушай и выбирай»

Перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок показывает соответствующую картинку.

Игра «Поймай звук»

Задаётся один звук (например, звук [ш]), который малыш должен «поймать». Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный звук. Потом взрослый произносит разные слова (кошка, кожа, шуба, уж, жаба, шар и т.д.). Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком.

 

Задания на развитие фонематического слуха следует предлагать ребенку как можно чаще, так как только постоянные тренировки могут выработать  у малыша  фонематические навыки.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Оставьте комментарий