Игры с буквами и звуками. Часть 3.

12 марта 2016

images (5)

 

В третьей части  мы разберём какие можно использовать игры для формирования фонетико-фонематической стороны речи ребёнка-дошкольника через навык звуко-буквенного анализа слова. Иначе говоря, это - грамотное письмо и чтение в дальнейшем.

Игры, обучающие детей звуковому анализу слова.

Игра 1 "В каком королевстве живёт звук?"

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии;картинки с изображение красного, синего, зелёного королевств; картинки с изображением разных предметов.

Ход игры. Ведущий говорит детям, что им необходимо разложить картинки с предметами по королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно пропеть и он тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной- в Красное королевство, если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо — в Синее королевство; если звук звучит мягко — в Зелёное королевство. Дети берут картинку, определяют первый звук в слове и относят в соответствующее королевство.

 

Игра 2 "Кубик".

 Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов: красного, синего и зелёного (по две грани каждого цвета).

Ход игры. Ведущий предлагает детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет значим в игре. Разные варианты игры:

  • дети называют характеристику звуков. Например, выпал синий цвет на грани кубика — «Согласный твёрдый»;
  • пробуют назвать сам звук — [р] или [к];
  • называют слова с заданной характеристикой звука. «Синий — согласный твёрдый, например: [р] — рак или [к] — кот».

images (3)

 

 

Игра  3 "Потерялись животные".

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: медальоны с изображением животных, рисунки с изображением трёх домов (красного, синего, зелёного цвета).

Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий говорит, что необходимо определить первый звук в названии животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома соответствует характеристикам звуков: красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий.

 

Игра 4 "Животные ищут друзей".

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал : медальоны с изображением животных (зебра , заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга).

Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий сообщает, что открылось бюро друзей, где каждый может выбрать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л'] — лось [л], муха [м] —медведь [м'], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

Безымянный

Игра 5 "Магазин".

 Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: кошельки, сделанные из бумаги методом оригами по количеству играющих детей, «деньги» (квадраты из картона красного, синего и зелёного цвета); картинки с изображением разных предметов.

Ход игры. Выбираются три продавца, возле них ставятся карточки из картона красного, синего и зелёного цвета — это кассы. Остальные дети — покупатели, они берут кошельки с деньгами из картона трёх цветов. На столе разложены картинки с изображением предметов. Покупатели подходят к столу, берут по одной картинке, определяют первый звук и его звуковую характеристику, идут на кассу, которая по цвету соответствует звуку слова (красный цвет — гласный , синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий).

 

Игра 6 "Помоги Незнайке".

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: три коробки с наклеенными кружками красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных предметов.

Ход игры. Ведущий говорит, что в гости пришёл Незнайка и принёс коробки с наклеенными на них кружками красного, синего и зелёного цвета и картинки с изображением разных предметов, но он никак не может разложить предметы по коробкам, т.к. плохо знает буквы и звуки. Помогите Незнайке разложить картинки так, чтобы в коробку с красным кружком попали картинки, начинающиеся на гласный звук, с синим кружком — на согласный твёрдый, с зелёным — на согласный мягкий.

 

 

Игра 7 "Радио".

Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции, речь; упражнять в звуковом анализе слова.

Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.

Ход игры. Некоторым детям предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в каждой из которых пропущена одна буква, а другим детям — эти пропущенные буквы. Они должны определить, какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Ведущий показывает пример, берёт микрофон и говорит: «В слове ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает гласный звук [у]».

Безымянный

Игра 8 "Разложи по обручам".

Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; развивать мыслительные операции, речь.

Материал: три обруча красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных букв.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разложить буквы по обручам: в красный обруч положить буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы, обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный — только согласные мягкие (Й, Ч, Щ); на пересечении синего и зелёного обруча — буквы, которые одновременно могут обозначать согласные твёрдые и мягкие; на пересечении зелёного и красного обруча — йотовые гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).

images (2)

Игра 9 «Раз, два, три — парочку свою найди!»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал : картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь , ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга и др.).

Ход игры. Дети получают карточки с изображением животных. По команде ведущего «Раз, два, три — па-рочку свою найди!» они должны найти своего друга, у которого схожи с ним первые звуки в названии слова. Так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л'] — лось [л], муха [м] — медведь[м'], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

Безымянный

 

 

Игра 10 "Верно - неверно".

Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод , аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.

Материал: не требуется.

Ход игры. Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:

— слово «кот» начинается с гласного звука;

— в слове «лиса» два слога;

— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;

— гласный звук обозначается синей фишкой;

— согласный мягкий обозначается зелёной фиш-кой;

— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;

— слово «малина» состоит из трёх слогов;

— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].

 

Другие игры смотрите в 1 части,  во 2  части и в 4 части.

 

Хотите научить ребёнка читать?  Играйте! Учите буквы в игре, играйте  со словами, с текстом! Только так вы сможете научить ребёнка читать легко и с интересом и привьёте любовь к чтению.

Интересно узнать, какие игры используете Вы со своим ребенком.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Оставьте комментарий