Внимание. «Упражнения и Игры для развития внимания» (часть 1).

4 сентября 2014

 ЧТО  ТАКОЕ  ВНИМАНИЕ?

imagesПрактически каждый взрослый сможет ответить на вопрос, что значит быть внимательным.

А что сможет ответить на этот вопрос ребёнок? Ведь, мы взрослые, так любим говорить «Будь внимательнее!». Для него – что такое внимание? Это хорошее поведение на уроке, старательное выполнение каких-либо действий или совместное проведение времени с кем-то? Хотя чаще дети говорят, что внимание – это значит быть внимательным, а дальше … дальше слов не хватает, а вместе с этим не хватает и понимания.

Вопросов много, теперь главное найти на них ответы.

Итак, сначала разберёмся, что же такое внимание. Одно из самых распространённых определений говорит нам о том, что внимание – это ориентация всех познавательных процессов на выполнение каких-либо задач, действий.

 

Как развивается внимание?

Внимание – процесс очень важный и сложный.  За годы дошкольного детства функция внимания непрерывно развивается, но происходит это поэтапно. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание – это и названия видов внимания и вместе с тем этапы, которые оно проходит в своём развитии.

Сначала у ребёнка появляется непроизвольное внимание, которое проходит сложный путь от первого взгляда в глаза матери до способности долгое время играть в любимую игру или заниматься любимым делом. Параллельно с этим постепенно начинает развиваться и произвольное внимание. Увеличивается объём внимания, время сосредоточения на объекте или каком-то виде деятельности; ребёнок учится переключать своё внимание с предмета на предмет и распределять его между различными видами выполняемой деятельности.

загруженное

Развитие всех этих свойств внимания зависит от эмоциональной включённости ребёнка в деятельность, в процесс занятий, развивающих игр. Иными словами, мы подталкиваем ребёнка к сосредоточению, концентрации внимания, наблюдательности через яркие стимулы, интересы, эмоциональную поддержку.

Послепроизвольное внимание –это, если можно так сказать, самый совершенный вид внимания. Он возникает, когда в процессе работы, учёбы, игры, человеку становится интересно то, к чему раньше он относился достаточно прохладно. Так, например, ребёнок может долгое время терпеливо репетировать гаммы или учиться танцевать, снова и снова повторяя одно и тоже движение, и постепенно у него появляется интерес к данному виду деятельности. Занятия, прежде скучные, приобретают новый смысл, становятся важными, приятными.

Важным фактором в процессе развития внимания ребёнка является состояние его здоровья. Многие особенности здоровья могут накладывать отпечаток на функцию внимания. Например, к сожалению, часто бывает, что у ребёнка, у которого есть нарушения неврологического или ортопедического характера, процесс развития внимания идёт медленнее. Дети, часто страдающие простудными заболеваниями, также часто бывают менее внимательными.

 

Как определить уровень развития внимания?

Методик, позволяющих оценить уровень развития внимания довольно много. Но мне хочется остановиться на тех методах, которые родители сами могли бы применить для оценки уровня внимания своих детей.

ovcrnszr2

 

Дома вы, родители, можете попробовать протестировать ребёнка, но результат, который будет получен – это прежде всего «для себя». Конечно, если появятся сомнения – необходим визит к специалисту, который правильно оценит возможности вашего ребёнка.

Данные о стандартах уровня развития внимания у детей до 5 лет отсутствуют. Это связано с тем, что способности маленького ребёнка сложно оценить точно.

Однако в домашних условиях играя с ребёнком, вы сможете проследить, развивается у него функция внимания или нет. Сделать это очень просто, предлагая игры одного типа с промежутком в 2-3 месяца. Если в целом идёт нарастание объёма, скорости, сконцентрированности – значит, процесс не стоит на месте. Единственное, о чём стоит помнить – если результат не очень удачный – это может быть просто стечение обстоятельств и, возможно, стоит выполнить задание ещё раз в другое время.

Если ваш ребёнок старше пятилетнего возраста, вы можете попробовать определить уровень развития внимания самостоятельно на основе одной из проверенных методик. Но ещё раз напомню, что следует абсолютно отчётливо понимать, что проведённая вами диагностика не сможет показать точных результатов, а позволит лишь сделать предположение о состоянии функции внимания.

В следующий раз мы рассмотрим несколько методик по определению уровня внимания ребёнка.

 

Как научить ребёнка быть внимательным?

Уровень развития внимания зависит от многого – здоровья, темперамента, воспитания ребёнка. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он, как по мановению волшебной палочки, стал внимательным, наблюдательным, собранным. Развивать эти качества необходимо постепенно.

Процесс развития функции внимания у ребёнка можно разбить на 2 направления:

1.Тренировать внимание как мышцу, то есть на протяжении длительного времени каждый день посвящать занятиям хотя бы немного времени вместе с ребёнком, помогая ему добиваться максимально возможной собранности, сконцентрированности. Дело это трудное, прежде всего для родителей, потому как очень весомый фактор в данном случае – регулярность, и она должна заключаться не в выполнении заданий раз в месяц или неделю, а каждый день.

2.Параллельно с предыдущими приёмами развития внимания необходимо наполнять деятельность ребёнка и смысловой составляющей. Расскажите ребёнку на его языке, чего именно вы добиваетесь, говоря ему о внимании. Учите ребёнка ставить цели своей деятельности, понимать, что и зачем он делает. Чем младше ребёнок, тем более мелкими и понятными должны быть цели, и получение результата – более приближённым по времени. Цель «научиться читать, чтобы потом поступить в институт», для большинства 5-летних или даже 7-летних детей, например, будет слишком далека, а вот умение читать, чтобы суметь прочитать любимую книгу самостоятельно – более близкой и ясной.

Планирование деятельности и внедрение планов в жизнь – ещё один важный шаг. Необходимо научить ребёнка осознавать, проговаривать самому себе этот план действий, направлять свои действия.

Ещё один шаг – обучение ребёнка самоконтролю. Научить этому можно, либо проговаривая собственную программу действий, либо помогая ребёнку контролировать свои действия, описывая то, что вы видите.

загруженное (3)

 

И ещё один важный момент. Необходимо помогать ребёнку оценивать, то ли он сделал, чего хотел, не ошибся ли он на каком-то из этапов. Помогите ребёнку сравнивать то, что получается и то, что нужно было сделать. Не бойтесь вместе со своим  ребёнком извлекать уроки из допущенных ошибок.

Важное замечание! Следите за тем, чтобы любые ваши занятия, разговоры и уроки не переходили в плоскость нотаций и нравоучений – в этом случае ребёнок вас попросту не услышит. И помните, чем младше ребёнок, тем лучше он умеет делать выводы и закреплять модели поведения, определённые правила. Учитесь вместе сразу всё делать верно, переучивать потом очень трудно.

 

Чуть позже мы познакомимся с играми и упражнениями, которые помогут развить произвольное внимание вашего ребёнка и будут способствовать развитию сосредоточенности, наблюдательности, устойчивости внимания и увеличения его объёма.

А в следующий раз мы разберём несколько методик, по которым родители смогут дома самостоятельно проверить уровень внимания своих детей.

До скорой встречи на тренинге ! Светлана Минина.

 

 

 

 

 

 

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Оставьте комментарий